Наш Раввин — Элиягу Эссас

Мы хотели бы Вам рассказать о том, без кого невозможно представить современное еврейское сообщество, о том, кто открыл дорогу для многих и многих евреев к их истокам. Среди его учеников – и раввины, и простые евреи. Этот человек оказывал и оказывает большое влияние на русскоязычный еврейский мир.. Его имя Элиягу Эссас.

Кто же он - рав Элиягу Эссас?

Эссас, Элиягу (имя и отчество при рождении — Элия Гиршевич) — известный  израильский раввин и общественный деятель, активист сионистского движения, бывший советский диссидент-отказник, один из основателей движения русских евреев  за возвращение к Торе. 

Биография - Родился в 1946 году в Вильнюсе. Там же окончил школу и получил высшее  образование по специальности «математика». В конце 1970 переселился в Москву, где  сблизился с раввином Авромом Миллером — учеником Хафец Хаима и начал  приближаться к иудаизму. В 1977 в Москве уже преподавал Тору, затем Талмуд. В  1983 получил звание раввина. Среди его учеников в Москве были известные  активисты-отказники — Иосиф Бегун,, Авигдор Эскин, Шимон Янтовский, Зеэв Гейзель.  Среди более поздних учеников — общественный деятель, социальный  предприниматель, автор книг о Маймониде Аркадий Барановский. В 1986 году  репатриировался в Израиль. После репатриации продолжил заниматься общественной  деятельностью в Израиле. Выдвигался в Кнессет от партии Дегель Тора, редактирует  газеты. Проживает в Иерусалиме, содиректор организации «Эш а-Тора», Директор  частного сайта evrey.com.     

Когда Вы родились? Расскажите о Вашей семье: Вы родились в религиозной семье или нет?

Родился в 1946 году в Вильнюсе, Литва

Отец и мать из религиозных семей, они родились и жили в Литве.

Оба всегда хотели уехать жить в Израиль.

Они знали свободно иврит, а дома говорили на языке идиш.

Дома  соблюдались лишь некоторые элементы традиции.

Маца в Песах например. И мама постилась в Йом Кипур.

Расскажите о каких-то событиях юности, сильно повлиявших на становление Вашей личности?

"Оттепель" при Хрущеве, в середине и конце 50-х годов.

Когда "вдруг" стали гулять самиздатовские книги. Когда поднимались и обсуждались реальные, важные вопросы.

"Венгерская мирная революция" в 1956 году, и ее жестокое подавление советскими танками.

Избрание в 1960 году молодого и энергичного президента США Джона Кеннеди и его

потрясающие слова, обращенные к американской молодежи:

"Не думайте о том. что Америка может дать вам, а о том, что вы можете дать Америке".

Конечно же, я применил это к себе, к Израилю и к еврейскому народу.

Это стало и остается до сих пор моим жизненным кредо.

Шестидневная война (1967г.) когда за 6 дней Израиль разбил превосходящие во много раз по вооружению и численности армии 4-х соседних арабских стран

и освободил всю Землю Израиля, включая и Иерусалим.

Как Вы решили стать раввином?

С 1970 года жил в Москве.

Начал изучать иврит, а с 1973 года - Тору.

Тогда же подал с семьей документы на выезд в Израиль.

Получили отказ.

Был активистом движения советских евреев за свободу эммиграции в Израиль.

И только в 1986 году получили разрешение на выезд.

С тех пор живу в Иерусалиме.

Возвращаясь к Вашему вопросу.

Раввином стать не собирался.

Но поскольку Тору изучал очень серьезно и создал целую сеть "подпольного" (тогда это могло быть только таким) изучения Торы и в Москве и в других городах,то постепенно обо мне услышали и со мной познакомились многие раввины, приезжавшие в 70-е годы в Москву с целью поддержки еврейской деятельности и изучения Торы.

Когда в 1983 году руководителем СССР стал бывший Председатель КГБ Ю.Андропов, появилось обоснованное опасение, что Железный Занавес закроет Советский Союз герметично и многие вопросы еврейской жизни придется решать на месте, без помощи приезжающих раввинов.

Тогда-то меня и уговорили (в 1983г.) сдать перед приезжими раввинами экзамены на это звание.

Что я и сделал. Нехотя. И никому в Москве не рассказал. Ни членам семьи, ни ученикам.

Это "всплыло" только, когда я приехал в Израиль.

Кстати,  практические стороны раввинской деятельности я осуществлял вне связи с экзаменами и званием.

Фактически с 1977 года мне пришлось быть наставником по вопросам иудаизма своих сотен учеников, как в Москве, так и в других городах.

Как Вы видите будущее еврейского государства? Не кажутся ли Вам антирелигиозные тенденции и снос поселений угрожающими целостности государства. Что нужно и можно сделать?

Всевышний не хочет, чтобы мы, до завершения нашего "общего задания" - Тикун Олам (духовного Исправления жизни нашего народа и в результате, потом - всего мира), жили бы в тишине и спокойствии.

Мы всегда были и остаемся и останемся - в ситуации (по английски "фифти-фифти") - на краю пропасти, но с потенциалом преодолевать это состояние ежедневно и ежегодно.

Поэтому, я смотрю на будущее нашей страны со спокойной и серьезной уверенностью.

У нас при этом непочатый край работы. Каждый еврей, который встает на путь реальной еврейской жизни - очередной вклад в приближение завершения нашей работы.

Напомню, что нам отпущено 6 тысяч лет для нашей работы, а сейчас - 5777-й год.

Но завершение может произойти и завтра или через несколько лет.

Все зависит от нас.

А политические мелкие "подвижки"  в Израиле, о которых Вы спрашивает - по большому счету лишь вносят ту или иную окраску в ситуацию, но стратегически ничего не меняют.

Ибо все - функция нашей духовной работы.

Так, кстати, было всегда.

Какие главные наставления Вы могли бы дать молодому поколению? 

Всегда помнить, (и лучше повторять это себе ежедневно), что Творец мира заключил Союз (и дал задание) с потомками Авраама, Ицхака и Яакова - т.е. с нами вообще и каждым из нас.

И для выполнения этого задания дал нам Тору, место на Земле (Эрец Исраэль), для полноценной реализации ее, и - рассматривает нас как единый народ, как единую семью.

И каждый из нас несет (в рамках личных возможностей) ответственность за благополучие и духовный рост нашей общей семьи. В самом конкретном и практическом смысле слов: "нести ответственность".

И еще - развивать реально и укреплять любовь  к каждому еврею (это непросто, но нужно) и к Всевышнему (через любовь к Его Торе и уважение у Учителям Торы).

Сложно оценить вклад рава Эссаса: его ответы/советы евреям в сложных жизненных ситуациях помогают не сбиться с верного пути сотням и тысячам людей; его легендарные ученики, уже сами ставшие раввинами, продолжают важнейшее общее дело, а проекты, молитвы, дела, уроки, помощь - все это меняет жизни людей и мир к лучшему!

Хочется от всей души поблагодарить рава Элиягу Эссаса за все то добро и мудрость, которые он дарит этому миру , пожелать  раву, удостоиться приближения Вс-евышнего, крепкого здоровья до 120, новых возможностей, и всех благ!

Спасибо, рав Элиягу!
Автор текста Эфрат Шалем
Москва, Россия
 
Дополнительные материалы
#284Журнал любите делать добро


ТишрейЕврейский календарь
ВС ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
24
13
25
14
26
15
27
16
28
17
29
18
1
19
2
20
3
21
4
22
5
23
6
24
7
25
8
26
9
27
10
28
11
29
12
30
13
1
14
2
15
3
16
4
17
5
18
6
19
7
20
8
21
9
22
10
23
11
24
12
25
13
26
14
27
15
28
16
29
17
30
18
1
19
2
20
3
21
4
22
5
23
6
24
Лента Новостей
Поздравление12-12-2017
Ханука самеах!

Дорогие друзья! Через считанные часы начинается великий праздник Ханука. В этом году хотелось особенно

Просьба01-11-2017
Помогите сиротам!

Дорогие друзья!Напоминаем Вам, что мы постоянно стараемся оказывать поддержку двум сиротам малышам 3 года и

Поздравление30-09-2017
Гмар Хатима това!

Шавуа тов дорогие друзья! Позади Йом Кипур и у нас всех считанные дни до великого праздника Суккот! Желаем

Вопрос к раввину
Мы в мире
Мы в сети