Что такое радость?
Радость – это очень важное понятие. Психологами давно замечено, что человек радостный более успешен во всех сферах, чем тот, кто пребывает в унынии. Но что такое «радость»?
В книге Дварим (28:47-48) сказано: «За то, что не служил ты В-вышему, Б-гу твоему, с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего. И будешь служить врагу твоему, которого нашлет Господь на тебя, в голоде и в жажде, и в наготе, и в лишении всего; и возложит он ярмо железное на шею твою, пока не истребит тебя».
Таким образом, радость – необходимая заповедь из Торы. И служение В-вышнему обязано быть в радости, а иначе В-вышний как будто чувствует, что Ему, не дай Б-г, не рады. Ведь мы обязаны понимать всем сердцем, что все заповеди, законы, предписания и установления даны нам для того, чтобы мы ощутили полноту слияния с Творцом.
Ощущение В-вышнего у всех очень индивидуально. Однако критерий все же один есть: если человек увеличивает Тору, то он увеличивает и радость от того, что он ближе к Творцу. То есть внутри каждого еврея есть заложенный механизм увеличения радости. Это – изучение Торы. У женщин это – увеличение добрых дел и повышение качества исполнения заповедей, способствование увеличению Торы в доме.
Вроде, все просто. Однако жизнь показывает, что человек грустит. И вроде Тору старается учить, и жить по-еврейски, а все равно грустно. Почему бывает так?
Краткий ответ таков: приоритетная задача йецер-а-ра заставить человека грустить и жалеть себя. Это приводит к неудовлетворенности настоящим, погружению в прошлое и страху о будущем. Страх блокирует активность человека в той или иной степени, соответственно видимые результаты жизни уменьшается, и грусть нарастает. Далее – депрессия и все сопутствующие ей «друзья».
О значимости радости в служении Творцу говорили очень многие мудрецы. Раби Нахман бар Симха из Бреслава (выдающийся праведник, основатель течения «Бреслав» в хасидизме, 5532-5571 (1772-1810) гг.) учил, что служение В-вышнему должно совершаться в радости, подобно танцу, и величайшая заповедь всегда быть радостным. В его книге «Ликутей Моаран» эта тема очень подробно раскрывается.
Он убеждал своих учеников, что в любой жизненной ситуации не следует лишаться надежды и отчаиваться нельзя. «Человек должен пройти по очень узкому мосту, - говорил раби Нахман, - и главное для него совсем не бояться». А чтобы не бояться, человеку следует целиком сосредоточиться на том, что он делает здесь и сейчас, чтобы в его сознании не оставалось места для пустых страхов.
«Основное правило служения В-вышнему заключается в том, чтобы всем своим существом пребывать в сегодняшнем дне и думать именно о настоящем моменте. Все, что у человека есть – это один день и один миг. «Завтра» - это уже совершенно иная Вселенная».
В наш век электронных коммуникаций и многочисленных источников информации, человек очень подвержен информационным «атакам», которые быстро могут его ввергнуть в печаль, гнев или, как минимум, в прострацию. Наш разум предназначен для систематической кпропотливой последовательной работы. Люди же загружают его оборванной, дефрагментированной информацией и разум включает воображение.
Здесь кроется и проблема. Воображение, если выходит из под контроля разума, включает эмоции и человек меньше думает и больше просто вопринимает картинки, видеофайлы и т.д. Здесь думать не надо. В результате наступает эмоиональная опустошенность, за которой приходит быстро грусть. Потому что грусть – это перый показатель бессмысленности.
Таким образом, увеличивая смысл в жизни, человек увеличивает радость. Это то, что на английском языке называется intrinsic value, врожденная ценность, к которой по определению должен стремиться каждый человек. Йецер-а-ра делает все возможное, чтобы разумный смысл прератился в полет фантаций и воображения, потому что именно здесь человека очень легко «поймать» и увести в поле «грустного самосозерцания».
Именно поэтому увеличение Торы приводит к увеличению радости, если человек действительно верит, что Тора – это смысл его жизни. То же самое у женщин: если женщина искренне верит, что воспитание праведных детей, добрые дела, качественное выполнение мицвот, освобождение времени мужу для занятий Торы – это то, что доставляет радость Творцу, то она будет радоваться любой мелочи.
Причем занятость работой ради заработка – это также заповедь из Торы. Вопрос здесь в запросах и целях. Когда вектор семьи смотрит в сторону Торы, В-вышний помагает освободить время для нее, качественно используя каждую минуту. Но когда, не дай Б-г, Тора становится второстепенным аксессуаром – для вида, то тогда могут прийти очень непростые испытания, не про нас будет сказано!
Ваш вопрос о радости, когда умирает близкий человек, не очень понятен. Несмотря на то, что мы знаем, что освобождаясь в Будущий Мир, душа радуется (и чем правильнее человек прожил жизнь, тем быстрее она туда попадает), - тем не менее смерть близкого человека, не дай Б-г, влечет за собой траур, законы которого достаточно детально описаны в наших источниках. Смерть несет недостаток, а этому нельзя радоваться, так как радость способствует полноте ощущений, и если мы бы радовались смерти, то все бы желали друг другу не «до 120», а совсем другие вещи. Как Вы понимаете, это, как минимум, противоречит логике и здравому смыслу.
С пожелаением увеличивать смысл жизни по Торе и развитию радости от каждой мицвы, хотелось бы отметить, что радоваться надо учиться всю жизнь. Это процесс приближения к Творцу на эмоциональном уровне, и наша задача увеличивать наши добрые дела и изучение Торы, тогда Творец, да будет Имя Его благословенно, пошлет нам новые и новые поводы для чистой, искренней радости близости к Нему и истинности ценностей нашей жизни!
Автор текста Давид Эльман
Я не атеист, но и не религиозный. Можно ли рассчитывать....
Здравствуйте! Полтора года назад мне поставили....