В чем заключается сила Бога по торе?
В чем сила Б-га по Торе?
Благодарим Вас за прекрасный вопрос. Однако, вопрос настолько обширный, что ответить на него можно лишь со многими оговорками.
Почему?
Прежде всего, необходимо отметить, что В-вышний непознаваем. Нет никакой возможности познать Б-га, кроме как по его проявлениям. Наша задача, изучая проявления В-вышнего, на основе Торы, совершенствовать свои качества характера таким образом, чтобы приближаться к качествам Творца.
Например, в трактате «Мегилла» (лист 31а) приводится следующее высказываение Раби Йоханана: «В любом месте, где ты находишь величие Творца, там ты находишь его скромность». Объясняется, что несмотря на то, что В-вышний создал громадные системы, составляющие наше мироздание (причем науке известны лишь абсолютно небольшие данные), которое поражает своей мудростью, логичностью, слаженностью, в тоже время Творец следит за судьбой каждого человека и каждое мгновение определяет судьбу людей, то что называется, - «до мелочей».
Оказывается, мелочей не существует. На все требуется внимание. Из этого учат наши мудрецы, что каким бы великим не был человек в своем поколении, он обязан уделять время жене и говорить с ней на те темы, которые интересны ей и которые могут быть абсолютно далеки от глубоких тем по мудрости. Это – есть ткань жизни, когда голова твоя «в Небесах», но ноги твои на Земле, и ты умеешь не только разбираться в Торе, но и знаешь как управлять своей жизнью здесь и сейчас, во всех ее мельчайших бытовых нюансах.
Вы скажете – это очевидно. Но практика показывает обратное: огромное количество семей живут «серой» жизнью именно потому, что муж летает в своих облаках, а жена в своих. И если она и пытается его посвятить в бытовые проблемы, он с «большим одолжением» может согласиться выслушать. А ведь качество общения между мужем и женой – суть жизни: дети рождаются, подрастают и создают свои семьи. Муж и жена – всегда вместе. Поэтому и получаются зачастую ситуации, когда муж и жена, дожив до преклонных лет, так и не умеют друг с другом общаться.
Нужно понимать, что когда мы говорим «сила» или «качество» по отношению к Творцу, обязательно надо иметь ввиду, что это очень условно. В-вышний непознаваем. Но нам разрешено, используя наш инструментарий языка, описывать его качества.
Например, Когда Моше молил Творца простить евреям грех золотого тельца, он обратился к Нему со следующей молитвой (Шмот, 34, 6-7): «Господь, Господь, Сильный, Милосердный и Милостивый, Долготерпеливый и великий милостью и истиной, хранит милость для тысяч, снимает вину, и преступление, и прегрешение, но без кары не оставляет; Он поминает вину отцов сыновьям и сынам сыновей до третьего и четвертого поколения».
Эта молитва вошла в сидуры как одна из основных под названием «13 качеств милосердия», , которую евреи молятся во время Слихот, в Рош а-Шана и Йом Кипур.
Рав Носон Вайс проводит интересные паралелли, описывая важность этой молитвы.
В своей работе Дерех а-Шем, рав Моше Хаим Луцато (один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия - Эрец Исраэль, 18-й век) объясняет, что при сотворении мира Всевышний ставил определенные цели. Одна из них заключалась в создании достаточно активной связи с человечеством. И эта связь должна была стать достаточно интенсивной - чтобы люди могли ощущать Присутствие Творца в физическом мире.
Но наступили времена, когда Всевышний был вынужден удалить Свое Присутствие из физического мира. Таким образом, одна из основных целей создания оказалась на грани срыва. И это могло привести мир к разрушению. Вот тут и сыграли свою решающую роль «тринадцать принципов милосердия».
По сути, эти принципы стали теми «экстренными мерами», которые, если можно так выразиться, «переориентировали» мир, чтобы жизнь в нем и после кризиса продолжалась. Правда, на более низком духовном уровне.
Когда евреи отлили золотого тельца, нарушив заповедь - «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» (Шемот, гл. 20, ст. 2-3), Творец уменьшил свое Присутствие в мире. А мир был «переформирован» и продолжал существовать на более низком духовном уровне. В этой ситуации возникла острая необходимость в «тринадцати принципах милосердия».
В Торе об этом сказано так: «Сам же Я не появлюсь в среде твоей, чтобы не уничтожить Мне тебя в пути, ибо ты - народ жестоковыйный» (Шемот, гл. 33, ст. 3).
Если мир лишился Присутствия Творца, снизив свой духовный уровень, нарушение заповеди «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» предполагает менее суровое наказание.
Но еврейский народ отверг существование на более низком духовном уровне. Совершив роковую ошибку, сыновья Израиля все же не хотели лишаться Присутствия Всевышнего. А желание это могло реализоваться только в случае, если «тринадцать принципов милосердия», применение которых предполагалось лишь в чрезвычайных ситуациях, станут интегральной частью нашего взаимодействия с Творцом…
Решение Всевышнего удалить Свое Присутствие из нашего мира не было наказанием за проступок. Наоборот, оно явилось прямым результатом применения Принципов Милосердия. Чтобы сохранить Присутствие Творца в своей среде, еврейский народ должен был склонить Всевышнего к тому, чтобы Он изменил «установку», касающуюся роли 13-ти Принципов Милосердия, и перевел их из разряда «чрезвычайных мер» в категорию «принципов повседневности».
Как же евреям удалось это сделать?
Они - раскаялись в своем проступке.
Но что означает - раскаяние?
Обозначающее это понятие ивритское слово тешува имеет и второе значение - «вернуться». К чему?..
Еще до того, как была создана вселенная, - пишет Талмуд, - возникли, Тора, раскаяние, Ган Эден (Райский Сад), ад, Кисе а-Кавод (трон Всевышнего), Храм и имя Машиаха (трактат Песахим, лист 54)
Раскаяние, таким образом, принадлежит предшествующему миру, миру, где Присутствие Творца проявлялось в максимальной степени.
На иврите мир (вселенная) - олам. Это в буквальном переводе - «сокрытие». Еврейская традиция сообщает, что существует много уровней «сокрытия Творца». И если до создания вселенной этот уровень был минимальным, то в нашей реальности - самый высокий уровень Божественного сокрытия. Если бы мы ощущали сегодня, что Шехина пронизывает все бытие, мы ясно осознавали бы, что весь мир существует, потому что Всевышний постоянно снабжает его энергией. Но тогда мы потеряли бы свободу воли. Поэтому, чтобы сделать возможным наше существование, должен опуститься занавес, разделяющий мир раскаяния от мира, в котором мы живем.
Тринадцать Принципов Милосердия - мост между этими двумя мирами. Они соединяют наш мир с миром раскаяния, миром Шехины.
Союз с Творцом - союз двух сторон. Каждая из них ради этого Союза должна отказаться от чего-то очень важного. Сыновья Израиля, чтобы вернуть Присутствие Всевышнего в мир, были готовы отдать жизнь. В Торе по этому поводу написано: «И сказал тот (Моше) Ему: если не пойдешь Сам, то и не выводи нас отсюда» (Шемот, гл. 33, ст. 15).
В ответ на это Всевышний тоже согласился перенести Тринадцать Принципов Милосердия в наш мир и сделать их частью нашей ежедневной реальности.
Теперь, когда милосердие, данное миру при сотворении, исчерпывается, у нас, согласно условиям Договора с Творцом, есть 13 Принципов Милосердия, благодаря которым мир может продолжать свое существование.
Все в этом мире зависит от наших поступков. Ведь и 13 Принципов Милосердия были переведены в наш мир - в ответ на готовность пожертвовать жизнью и раскаяться.
Раскаяться - значит вернуться. Но человек не может вернуться к тому же, с чего начинал. Возвращение предполагает, что он поднимется на ступеньку выше и станет ближе к Источнику всего сущего…
В этом – невообразимая сила Творца: дать нам – слабым, ошибающимся, грешащим, механизм полного восстановления связи с Ним через тшуву...
Автор текста Давид Эльман
Я не атеист, но и не религиозный. Можно ли рассчитывать....
Добрый день,скажите также пожалуйста,почему раввины....
Шалом! в связи с крайними событиями в России, в т.ч. и с....
Онлайн община Хафец Хаим представляет проект "Записки....
Онлайн община Хафец Хаим представляет проект "Записки....
Онлайн община Хафец Хаим представляет проект "Записки....
Онлайн община Хафец Хаим представляет проект "Записки....
Онлайн община Хафец Хаим представляет проект "Записки....
Уникальный проект Torah in Motion- слова Торы со всех уголков....
Уникальный проект Torah in Motion- слова Торы со всех уголков....
Дороги алахи - это ежедневное изучение практической....
Уникальный проект Torah in Motion- слова Торы со всех уголков....
Дороги алахи - это ежедневное изучение практической....
Уникальный проект Torah in Motion- слова Торы со всех уголков....
Дороги алахи - это ежедневное изучение практической....
Уникальный проект Torah in Motion- слова Торы со всех уголков....
Уникальный проект Torah in Motion- слова Торы со всех уголков....
Дороги алахи - это ежедневное изучение практической....
Уникальный проект Torah in Motion- слова Торы со всех уголков....
Уникальный проект Torah in Motion- слова Торы со всех уголков....
Уникальный проект Torah in Motion- слова Торы со всех уголков....
Дороги алахи - это ежедневное изучение практической....
Дороги алахи - это ежедневное изучение практической....
Уникальный проект Torah in Motion- слова Торы со всех уголков....
Уникальный проект Torah in Motion- слова Торы со всех уголков....
Дороги алахи - это ежедневное изучение практической....